Янв
18

Расти счастливым, малыш!

Author admin    Category Статьи     Tags

Я очень не люблю слово «воспитание» в привычном значении этого слова.

Воспитание ассоциируется у меня с работой скульптора, который имеет в голове образ и начинает из подсобного материала этот образ лепить. И вот такому скульптору достается маленький ребенок, и начинается процесс по переработке изначального материала. В голове шедевр.

Скульптор трудится, и в голове его надежда, что вот-вот, и весь мир увидит и восхитится плодами его труда, а шедевр не выходит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И кто виноват, и что делать? Материал подкачал? И начинается критика.

 

А дитя, не ведая о прекрасном и очень амбициозном замысле, начинает теряться в творческом поиске родителя. И что выходит? Выходит изуродованное нечто. Которое уже совсем потерялось, кто он и зачем? Побочный продукт родительских амбиций, учительской усталости и школьной безнадеги.

Представьте себе, что вы с закрытыми глазами начинаете что-то ваять. Причем скульптура постоянно меняется. Вы никак не можете почувствовать ее и захватить полностью. Вы представляете себе что-то, исходя из собственного пережитого опыта. Открываете глаза и «О! Нет!». Я хотела совсем другое, а вижу нечто, совсем не похожее на вашу фантазию.

О чем это я? Я недавно приобрела маленький участок. И поняла, как много сил и знаний, наблюдений и ухаживания надо посвятить огороду, чтобы что-то выросло. Что-то надо поливать чаще. Что-то следует укрывать от холода, а что-то сажать на солнечной стороне.

Надо за растениями ухаживать и выращивать их. Нельзя сделать из розы ромашку и наоборот. И за розой надо ухаживать, как за розой, а не как за кактусом. Вывод прост: хочешь, чтобы цвели цветы и росли фрукты-овощи — научись за ними правильно ухаживать. И, самое главное, сам процесс ухаживания приносит массу удовольствия.

Так и с ребенком — сначала надо просто понять, кто это. И начать за этим вашим единственным и неповторимым ухаживать. У моей дочки в музыкальной школе был мальчик. Родители в 7 лет его записали на виолончель. Ребенок от души ненавидел музыку и мечтал стать спортсменом.

Он всячески доносил эту простую мысль и до родителей, и до учителей. Срывал уроки, убегал из школы, приносил к радости сверстников ножи в школу. Родители стойко держались и продержали ребенка в этой школе до 3 класса. К третьему классу ребенок стал к школе привыкать, и родители его из нее забрали.

Перенеся все это на почву растительности, это выглядело бы приблизительно так: берете саженец сливы (это допустим, я не сильна в садоводстве) и сажаете в болото. Мало этого, слива любит простор, а вы, не подозревая об этом, высаживаете ее в гущу деревьев. И это несчастное растение худо-бедно начинает расти, конечно. Чтобы приспособиться, начинает искривляться, вместо высокого и стройного получается карликовое, но живет. Плоды приносит скудные и не очень вкусные. Можно, конечно, сколько угодно это дерево хулить, но как ухаживали, так и выросло.

Это очень-очень сложно — вырастить и взрастить ребенка совсем другого, чем мы. Как правило, у самих родителей масса своих проблем, а тут появляется нечто совсем другое. И как сильно, мучительно сильно хочется для этого малыша долгой и счастливой жизни. И страх за него заслоняет глаза. Только бы у него все получилось. Мы не даем себе времени на узнавание малыша. На право его собственного выбора. На риск. Мы безумно боимся неудач и подсознательно прогнозируем их. Мы заливаем критикой и руганью, а это яд, который губит все живое и нас в первую очередь. Страх и боль от неудач и потерь, который сидит в нас, мы перекидываем на ребенка.

Успокойтесь, правда-правда ребенок имеет права, как и вы, на ошибки, синяки и ссадины. На свой выбор, свои интересы. Ваша забота его вырастить, взрастить сильным и здоровым. А это можно сделать, если начнем ему доверять.

Мой ребенок обожает ездить на лошадях. Если я это заберу, то сделаю ее глубоко несчастной и неуверенной. А мои страхи — это мои проблемы. Моя забота обеспечить ее безопасность и научить ее заботиться о себе. И она знает, я всегда с ней и верю в нее, у нее получится, если она этого действительно хочет.

Ребенок приходит в нашу жизнь и дан нам на очень определенное время. Это и дар, и забота, и мудрость. Нам надо вырастить его самостоятельным, готовым принимать решения и нести за них ответственность. Он у нас как цветок в горшке, саженец. И этот саженец должен быть готов к тому, чтобы переселиться на свою собственную почву (хорошо бы, чтобы к этому времени он уже знал, какая почва для него самая благоприятная), мог вырасти крепким, здоровым и сильным.

И тогда он будет безусловно уверен в себе, если вы всегда будете уверены в нем и всегда будете на его стороне, мудро ухаживая, не заливая чрезмерной опекой и не убивая критикой.

Посмотрите на него глазами садовода.
Какие у него потребности и возможности?
 И не надо его сравнивать с соседскими цветами, и уж тем более из своих роз пытаться сделать соседские лилии. У вас собственный неповторимо прекрасный цветок. Любуйтесь и лелейте его.

Конечно, надо бороться с сорняками, т.е. с вредными привычками. Но учитесь с мудростью распознавать, сорняки ли это или молодые побеги.

И самое главное — получайте удовольствие от общения с ребенком. Этот благодатный дождь любви принесет для всех удивительные и прекрасные результаты. Не надо постоянно работать воспитателем, тем более, как это ни грустно, 70% вещей, которые нам в ребенке не нравятся — это наши собственные недостатки, которые ребенок просто перенял.

Поэтому воспитание — обоюдный процесс, дающий родителям шансы взглянуть на себя по- другому и измениться к лучшему.

Войцель Наталья









Рубрики

Оперативная рассылка для педагогов
Политика конфиденциальности