Окт
16

Педагогика 21 века: нахождение, переработка и применение информации

Author admin    Category Статьи     Tags

Взрыв информации в 21 веке отразился на всех, в том числе и на педагогах. Теперь нам доступно огромное количество материалов для подготовки к урокам. Кроме того, постоянно появляются новые компьютерные технологии, которые помогают нам и нашим ученикам легче усваивать информацию.

Книги, журналы, блоги, форумы, веб-сайты, социальные медиа, локальные сети и сеть Интернет — все это богатство ресурсов теперь доступно любому учителю.

За последние 20 лет технический прогресс сделал огромный прыжок. При этом современный человек за месяц получает и обрабатывает столько же информации, сколько человек XVII века — за всю жизнь. Неудивительно, что многим педагогам до сих пор весьма непросто приспособиться к новой информационной реальности.

Поэтому у многих учителей и преподавателей происходит перенасыщение информацией и наступает информационный блок. Это неизбежно. Педагог не может изучить, обработать и внедрить такое огромное количество идей при том, что сложность профессии только растет с годами.

Многие просто не успевают систематизировать новую информацию, поступающую все в бОльшем объеме.

Существуют три аспекта, облегчающие нахождение, переработку и применение информации на практике.

Как мы сохраняем информацию?

На самом деле очень легко завершить чтение статьи или уйти после какой-нибудь конференции, не вынося из этого ничего ценного и полезного. Большинство информации, поступающей в наш мозг, тут же забывается.

Усвоение новой информации должно быть для Вас значимым

Для взрослого человека самое эффективное — горизонтальное обучение (усвоение новых знаний, которые напрямую связаны с текущей работой), нежели вертикальное обучение (усвоение новых знаний, которые связаны с будущей работой). Оба вида обучения важны. Главное — понимать, какой объем информации мы реально можем усвоить.

Важно уравновесить оба этих метода — понимать, в какой информации мы нуждаемся сейчас и какая информация нам точно пригодится в будущем.

Делайте правильные заметки

У многих педагогов нет навыка делать НУЖНЫЕ заметки. Вы можете открыть Ваши закладки в браузере или папки на компьютере и убедиться, сколько информационного мусора у Вас хранится.

У заметок есть краткосрочный и долгосрочный период. Заметки или тезисы могут помочь нам сконцентрироваться на сути. Но заметки должны быть чем-то, к чему мы можем постоянно вернуться и еще лучше разобраться в рассматриваемой теме.

Сейчас многие современные педагоги пересматривают свои подходы к конспектированию. Некоторые заменяют бумажные конспекты на электронные, так как им проще печатать, а не писать. Также существуют отличные инструменты для сохранения своих заметок — американский Google Keep и разработка российских программистов Evernote.

Заметки помогают лучше усвоить новую информацию, а также выделить основные тезисы в большом объеме информации.

Старайтесь обсуждать с коллегами полученную информацию

Как правило, мы усваиваем информацию единолично. Старайтесь время от времени делиться новыми знаниями со своими коллегами или друзьями и знакомыми. Это помогает еще лучше усвоить новую информацию.

Такие беседы, как правило, способствуют возникновению новых идей, а также заставляют собеседников взглянуть по новому на рассматриваемую тему. Как правило, возможность для обсуждения появляется сразу после прочтения главы книги, просмотра видео или прослушивания лекции.

Как мы усваиваем новую информацию?

Закрепление знаний требует осмысления. Если Вы не до конца понимаете новую информацию, поступающую в Ваш мозг, то Вы вряд ли сможете успешно применять новые знания на практике спустя длительное время. Часто это ахиллесова пята для многих взрослых людей.

Даже когда педагоги делают заметки или обсуждают новую тему с коллегами, все равно требуется практика, тренировка в усвоении информации, чтобы обучение было наиболее полноценным.

Эффективный метод — тренироваться запоминать прочитанный или услышанный текст без уточняющих деталей, выделяя только суть.

Наблюдайте, как меняются Ваши взгляды

Новая информация, поступающая в наш мозг, должна изменять наши взгляды, создавать новые идеи. Но если новые знания не заставляют нас думать по-новому, то скорее всего они очень скоро забудутся.

Когда мы покидаем какую-нибудь конференцию и говорим что-то наподобие этого: “Ничего подобного раньше не слышал! Это что-то новое!”, мы тут же перерабатываем информацию и даже неосознанно начинаем менять наши взгляды. Попробуйте понаблюдать, как новая информация меняет Ваше мышление.

Иногда нам нужна тишина, чтобы сосредоточиться

Шум автомобиля, домашние хлопоты, посторонние разговоры могут помешать усвоению информации. Закрепление новых знаний иногда требует обсуждения с другими, а иногда требует тишины и замирания жизни вокруг.

Где это место для Вас? Может быть, утром, когда Вы встаете с кровати, а все вокруг еще спят? Или во время вечерней прогулки? Может быть, когда Вы моетесь в душе? Или в классной комнате, когда уже все разошлись по домам?

Наиболее глубокое понимание новых идей приходит именно в эти моменты, и именно тогда идеи становятся реальными действиями.

Как мы применяем полученную информацию?

Включение в практику приобретенных идей, ресурсов, материалов является огромной составляющей профессионального роста. Мы не можем оставлять новые идеи без реализации, когда каждый день каждый ребенок нуждается в новых знаниях.

Чаще делитесь своими заметками

Приучите себя постоянно делиться новыми идеями, материалами со своими учениками, осознавая, что образование выходит далеко за предела класса, здания и района… Когда Вы делаете заметки, сразу подумайте, где в обучении Вы могли бы поделиться этими заметками со своими учениками? Что могло бы помочь в решении проблем отдельных учеников? Какие материалы могли бы помочь расширить кругозор детей? С помощью этих вопросов Вы сразу сможете структурировать информацию и впоследствии еще глубже разобраться в той или иной теме.

Делитесь новыми знаниями постоянно, непрерывно

Может стать хорошей привычкой ежедневно делиться с учениками чем-то новым, что Вы недавно узнали. В итоге это может стать для Вас неким обязательством перед своими учениками.

Не думайте, что все уже знают об этом

Это ошибка полагать, что все уже знают информацию, которую Вы только что изучили. На самом деле, это бывает крайне редко. Профессиональные педагоги, которые постоянно находят, перерабатывают и применяют новые знания на практике, на голову выше своих коллег в образовательном процессе.

Даже самая незначительная новая мысль может полностью перевернуть образовательный процесс. Малейший толчок к переменам может стать катализатором более глобальных изменений.

Более глубокий уровень профессионального обучения необходим для школ будущего, для будущего наших детей.

Борис Белоцерковский







  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1050914471609426/ Елена Качева

    Спасибо. Хорошая идея делиться своими знаниями, на мой взгляд, должна быть продолжена: наши ученики тоже должны делиться своими новыми знаниями с классом, учителем. И это не обязательно должно быть домашнее задание. А то, что его удивило

  • http://www.odnoklassniki.ru/profile/364956084998 Елена Соловьёва (Серёгина)

    Спасибо! Конечно стараюсь делиться новым и интересным и с детьми, и с коллегами.

  • http://www.odnoklassniki.ru/profile/449384712199 Галина Шебушева (Петрейкина)

    Интересная информация. Спасибо. Стараюсь делиться находками интересного и с коллегами, и с учениками. Так использовали некоторые формы проведения внеурочных занятий. Новое всегда привлекает.

  • https://plus.google.com/113099266202548170547 Светлана Бобаченко

    Cпасибо. Стараюсь делиться новыми знаниями довольно часто.

  • https://plus.google.com/117757039720825141367 Светлана Гаврыш

    Спасибо!

  • http://www.odnoklassniki.ru/profile/513940228294 Антонина Григорова(Ткаченко)

    Интересно! Спасибо!

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/420722471460961/ Vera Vladimirovna Stepina

    «Малейший толчок к переменам может стать катализатором более глобальных изменений.»



Рубрики

Оперативная рассылка для педагогов

Политика конфиденциальности