Фев
28

Чем полезны детям занятия в группах?

Author admin    Category Статьи     Tags

Чтобы сравнить эффективность традиционных школьных уроков под руководством учителя и совместной работы учеников в группах, ученые провели ряд экспериментов.

В исследовании Иллинойского университета (США) приняли участие почти 800 пятиклассников из 8 школ, находившихся в бедных районах (успеваемость учеников этих школ была существенно ниже средних показателей по США).

Часть из них в течение шести недель работала над проектом, в ходе которого они должны были обсудить предложенный сценарий и принять решение: стоит ли жителям поселка, которых беспокоит живущая неподалеку стая волков, нанять профессиональных охотников для отстрела этих волков.

Школьникам требовалось рассмотреть проблему с разных точек зрения, учитывая экологические, экономические и политические факторы. При этом одни ученики обсуждали ситуацию друг с другом в рамках дискуссионных групп, а другие работали над проектом в традиционном школьном формате – под руководством учителя. В данном сценарии не было какого-то одного правильного ответа. Цель курса заключалась в том, чтобы научить детей принимать взвешенные и продуманные решения на основе всестороннего анализа имеющейся информации. После окончания шестинедельного проекта школьники должны были написать два эссе, в одном из них требовалось вынести вердикт (и обосновать его) – что все же следует делать со стаей волков.

Во втором эссе школьник должен был принять решение, касавшееся совершенно другого сценария. В данном случае речь шла о мальчике по имени Джек, у которого был друг по имени Томас. Томас был изгоем в классе. Джек узнал, что Томас выиграл состязание по гонкам самодельных машинок, но нарушил правила, попросив старшего брата помочь ему с изготовлением машинки. В своем эссе ученики должны были ответить на вопрос (обосновав свой ответ): должен ли Джек раскрыть обман Томаса.

Ознакомившись с итоговыми эссе, исследователи пришли к выводу, что те школьники, которые обсуждали проблему, связанную с волками, в дискуссионных группах, оказались намного лучше подготовлены к решению моральной дилеммы во втором сценарии, чем ученики, которые прорабатывали сценарий с волками на обычных уроках под руководством учителя. В частности, они могли смотреть на ситуацию с разных точек зрения и способны были найти доводы в пользу каждой из них. Они также лучше умели взвешивать достоинства и недостатки каждого из возможных решений проблемы. В своих эссе они гораздо чаще апеллировали к моральным принципам и приводили различные практические соображения.

Те ученики, которые обсуждали ситуацию с волками под руководством учителя, справились со вторым заданием не лучше тех школьников, которые вообще не участвовали в обсуждении проблемы волков.

«Работа в группах давала ученикам возможность перейти от пассивной роли слушателя к активной роли участника дискуссии и человека, принимающего самостоятельные решения», – говорит главный автор исследования Синь Чжан (Xin Zhang).

Николай Проценко 









Рубрики

Оперативная рассылка для педагогов

Политика конфиденциальности